ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

Реактивная авиация


     

     

    Первые неуверенные шаги в боевой реактивной авиации были сделаны более 70 лет назад, в золотую пору деревянных аэропланов. Еще в 1928 году офицер Королевских ВВС Фрэнк Уиттл, позднее — сэр Фрэнк Уиттл, запатентовал проект двигателя, основанного на теории реактивного движения. Это событие стало предвестником грядущих революционных перемен в авиации. Надо было быть очень смелым мечтателем для того чтобы, наблюдая первый запуск еще ненадежного двигателя Уиттла или первый полет Не-1782, предсказать тот огромный импульс, который даст реактивный двигатель развитию не только авиации, но и общества в целом.

    Эффект от появления этого двигателя оказался по меньшей мере революционным. Реактивное движение позволило самолетам достичь новых высот и скоростей. Межконтинентальные перелеты стали обычным делом. Люди стали замечать, что мир становится все меньше и меньше. Все это связано с реактивным движением — и с людьми, чье предвидение, целеустремленность и упорство помогли реактивному двигателю войти в нашу жизнь. И хотя пионеры реактивного движения принадлежали к разным нациям и политическим лагерям, а иногда даже были разделены линией фронта, их работы объединяет тесная связь с военной сферой. В случае с Фрэнком Уиттлом это создало больше препятствий, чем принесло пользы. Напротив, Эрнс

    ту Хейнкелю, работавшему в стране, которая гордится своим первенством в практическом применении реактивных технологий, это только помогало.

    ME-262

     

     

     

     

     

    Было бы неверно думать, что главной целью развития реактивной авиации всегда являлось лишь создание все более смертоносного оружия. Уиттл предполагал оснастить своим реактивным двигателем сверхзвуковые самолеты для перевозки трансатлантической почты. Но на всем протяжении 30-х годов государственная бюрократия лишь имитировала некое подобие заинтересованности в его пионерских исследованиях. Только когда грЪзовые тучи войны стали собираться над Европой, Уиттл получил наконец поддержку, необходимую для его разработок. Но даже после 1941 года в его распоряжении была лишь небольшая экспериментальная команда, которая и представляла собой всю тогдашнюю исследовательскую программу союзников3. В Германии ис следования реактивного движения начались позднее, но тем не менее именно в Германии появился первый в мире реактивный самолет. Для сравнения: в 1941 в Третьем Рейхе существовало шесть финансируемых государством исследовательских групп, занимавшихся реактивной тягой.

     

     

    Поскольку Германия захватила ведущие роли в производстве реактивных самолетов, грядущая встреча с ее реактивными самолетами в бою стала неизбежностью. В 1944 году над полем боя появился Мессершмитг -262-А1, сразу показавший себя самым быстрым и высотным самолетом той поры, практически неуязвимым для союзной авиации. С его появлением все самолеты с поршневыми двигателями разом устарели. Влияние Ме-262 на ход воздушной войны в Европе до некоторой степени было ограничено тем, что по приказу Гитлера, чрезвычайно опасавшегося наступления союзников, большинство немецких реактивных самолетов представляли собой истребители-бомбардировщики (Ме-262-А1),— сейчас же ясно, что гораздо эффективнее было бы использовать эти самолеты в роли чистых перехватчиков. Кроме того, Ме-262 вынуждены были действовать с баз в Германии, подвергавшихся постоянным атакам союзных войск. Поступи Ме-262 на вооружение годом раньше — и война в небе над Европой почти наверняка оказалась бы для стран антигитлеровской коалиции куда менее успешной.

     

    Союзники так и не создали ничего подобного Мессершмитту -262. Метеор Р-1 впервые поднялся в небо в июле 1944 г., но низкая скорость набора высоты и малый радиус действия существенно ограничивали возможности использования этого самолета в воздушных боях4. Британское Министерство авиации обеспечило США полный доступ к английским исследованиям в области реактивной технологии, что позволило американцам объединить усилия союзников и добиться резкого скачка в развитии своей авиапромышленности. Тем не менее, к концу Второй Мировой войны Германия в области реактивной авиации все еще находилась далеко впереди. После войны ее разработки были использованы странами-победителями, стремившимися присвоить все революционные технологии. Безусловно, Великобритания имела некоторые достижения в области реактивных технологий, однако она потерпела серьезную неудачу в их практическом применении. Результатом стал своего рода застой английской конструкторской мысли — и, соответственно, утрата приоритета в реактивной авиации. Влияние немецких разработок можно проследить в американских и советских проектах последующих десятилетий (например, ракета, доставившая людей на Луну, имеет косвенное отношение к немецкому проекту ФАУ -2). Наиболее значительных успехов немцы достигли в аэродинамике скоростного полета — особенно в области исследования стреловидного крыла. Результаты этих исследований вкупе с применением новых реактивных двигателей обеспечили возможность создания нового поколения высокоскоростных сверхзвуковых самолетов.

     


     





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям