ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

КРЕЙСЕР 1164

     




     

    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class

    В середине 70-х гг. НПО Машиностроения был создан комплекс Базальт с ПКР П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука. Комплекс Базальт располагал усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере АУГ. На ПКР П-500 была впервые установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание Базальта обеспечивалось созданной к этому времени системой МКРЦ Легенда (на вооружении с 1976 г.) и самолетами Ту-95РЦ.

    Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время РКР. Разработка проекта была поручена Северному ПКБ.

    Головной РКР серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием Атлант заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г. Корабль, получивший имя Слава , был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.

    Название Слава в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль Слава .

    В 1978 г. был заложен, в апреле 82-го спущен на воду и 21 сентября 1986 г. передан в состав СФ второй РКР серии — Маршал Устинов . 17 декабря 1997 г. на нем закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО Северная верфь крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ. 24 февраля 2001 г. над крейсером взяла шефство столица Белоруссии. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

    В 1979 г. был заложен, 28 июля 83-го спущен на воду и 16 октября 1989 г. вступил в строй крейсер Червона Украина . Первоначально, этот корабль, как и Слава , попал в 150-ю БРНК, где они до 1990 г. представляли главную ударную силу Краснознаменного ЧФ, после раздела которого, в 1996 г. Россия дала крейсеру не менее прославленное имя Варяг и перевела его на ТОФ.

    В июле 1989 г. на крейсере Слава проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных КРМБ. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ убийцы авианосцев (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.

    В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер Слава принимал участие в обеспечении первой втречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.

    В 90-м Славу поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в долгие восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Только шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта. Без действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной позиции командующих ЧФ адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Комоедова корабль, наверное, и по сей день продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота. 22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер проекта 1164 получил новое имя — Москва .

    12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля Красный Кавказ . 19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, Москва наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет Москва вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер проекта 1164 вошел в состав сил постоянной готовности. Сегодня командиром РКР Москва является капитан I ранга Валерий Владимирович Куликов.

    Последний, четвертый, корабль серии был заложен летом 1984 г. под именем Адмирал флота Лобов . Спуск на воду состоялся 1 августа 1990 г. 18 марта 1993 г. при 75-процентной готовности Россия отказалась его достраивать, аргументируя это тем, что в составе ее флота есть аналогичный крейсер Москва , а также невозможностью изыскать средства на достройку корабля. 1 октября 1993 г. крейсер перешел в собственность Украины. Предложение Украины о продаже крейсера третьей стране (его стоимость, по разным оценкам, составляет от 450 до 700 млн. дол.), вызвали протест со стороны России, поскольку в строительстве корабля и его вооружении использованы секретные технологии советского ВПК. Корабль несколько лет простоял без обслуживания и отопления в зимнее время неоднократно подвергаясь рейдам мародеров-искателей цветного металла. Наконец, 17 февраля 1998 г. Президент Украины принял официальное решение о переименовании крейсера о его достройке для украинских ВМС, причем в проектном варианте. При самом благоприятном стечении обстоятельств РКР Украина вступит в строй в 2001 году.

    Кодовое обозначение НАТО - SLAVA class.

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Название Закладка Спуск на воду Ввод в строй Примечание
    Слава 4 ноября 1976 27 июля 1979 Декабрь 1982 22 июня 1995 переименован в Москва
    Маршал Устинов 1978 Апрель 1982 21 сентября 1986

    -

    Червона Украина 1979 28 июля 1983 16 октября 1989 В 1996 переименован в Варяг
    Адмирал флота Лобов 1984 1 августа 1990

    -

    В 1998 переименован в Украина
    Производитель всех кораблей – Судостроительный завод им. 61 коммунара , г. Николаев

    РКР проект 1164

    ВООРУЖЕНИЕ

    Противокорабельное 16 ПУ комплекса Базальт (боекомплект 16 ПКР П-500)
    Противолодочное 2 x 5 533-мм торпедных аппарата 2 x 12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 противолодочный вертолет Ka-25/Ка-27
    Противовоздушное 2 x 2 130-мм АУ AK-130 (боекомплект 2000 выстр.), 6 30-мм АУ АК-630 (боекомплект 16000 выстр.) 2 x 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК Оса-МА  (боекомплект 48 ЗУР 9М33) 8 x 8 ПУ Б-204 ЗРК С-300Ф Риф  (боекомплект 64 ЗУР 5В55)
    Электронное Боевая информационно-управляющая система Системы управления стрельбой противокорабельными, противовоздушными ракетами, торпедной стрельбой РЛС обнаружения воздушных целей 3 навигационных РЛС РЛС управления стрельбой 130 мм орудий РЛС управления стрельбой 30 мм орудий Активная и пассивная системы РЭП Система электронных помех из 2-х ПУ ПK-2 (200 ракет)

    КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

    Водоизмещение, т 11280
    Длина, м 186,5
    Ширина, м 20,8
    Высота по миделю, м 42,5
    Осадка наибольшая, м 7,6
    Мощность ГЭУ, л.с. газотурбинный, 4 х 22500
    Движители 2 с фиксир. шагом винта
    Электроэнергетическая установка N/A
    Запас топлива, т N/A

    ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Скорость хода полная, уз 32
    Скорость хода крейсерская, уз N/A
    Дальность плавания полным ходом, миль 7500
    Автономность, сут. 30
    Мореходность N/A
    Экипаж, чел. 476 (510)
    N/A – нет данных
     

    ФОТОГРАФИИ

    Проект 1164

     
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class
    Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class Ракетный крейсер проекта 1164, SLAVA class

     





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям