ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА

    1. Прицеливание

    Наводка пистолета в цель осуществляется при помощи прицельною приспособления пистолета. Прицельное приспособление, применяемое на пистолете, состоит из мушки и целика.
    При прицеливании стрелок, зажмурив левый глаз, устанавливает мушку посередине прорези, а вершину ее -- наравне с верхними краями прорези целика.
    Удерживая в таком положении мушку по отношению к прорези целика, стрелок движением руки совмещает вершину мушки с точкой прицеливания. Устанавливать мушку выше верхних краев прорези целика или ниже, придерживать ее к правой стороне или к левой при прицеливании безусловно недопустимо.
    Для точности наводки пистолета в цель нужно правильно установить мушку в прорези целика и совместить вершину мушки с точкой прицеливания. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что оружие в вытянутой руке колеблется, прорезь целика, мушка и точка прицеливания находятся на различном удалении от глаза стрелка. Поскольку при прицеливании середину прорези целика, вершину мушки и точку прицеливания требуется расположить на одной прямой -- на линии прицеливания, нужно прицельное приспособление пистолета и цель видеть с одинаковой резкостью (ясностью). Рассмотрим свойства человеческого глаза, чтобы выяснить, насколько возможно выполнить это условие.
    Орган зрения -- глаз человека -- представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из ряда преломляющих сред и поверхностей. Чтобы изображение было наиболее ясным, оно должно получаться в районе желтого пятна. Желтое пятно -- место наиболее ясного (центрального) зрения, важнейшая часть сетчатой оболочки, и детальное рассмотрение предмета человеком заключается в постепенном переводе отдельных деталей наблюдаемого предмета именно в район желтого пятна. При различном удалении наблюдаемых предметов кривизна хрусталика глаза под действием мышц изменяется, что вызывает изменение преломляющей силы глаза. Это необходимо, чтобы получить изображение именно в районе желтого пятна. Свойство хрусталика изменять кривизну в зависимости от расстояния до наблюдаемого предмета называется аккомодацией. Вследствие этого свойства глаз человека не в состоянии одновременно видеть с одинаковой резкостью (ясностью) различно удаленные предметы. Отсюда следует, что видеть одновременно с одинаковой отчетливостью точку прицеливания, мушку и прорезь целика невозможно. В этом заключается практическая трудность в точном прицеливании.
    Однако приспособиться к этим условиям можно. Прорезь целика и мушка пистолета расположены примерно в 15 см друг от друга, и их можно довольно хорошо видеть одновременно. Последовательная фиксация прорези целика, вершины мушки и точки прицеливания может обеспечить необходимую точность наводки оружия в цель. При длительной систематической тренировке последовательная фиксация прорези целика и вершины мушки почти сливается в один процесс, что значительно ускоряет прицеливание.
    Поскольку прорезь целика и вершина мушки расположены близко друг к другу и при наблюдении находятся как бы в одной плоскости, приходится делать выбор между двумя точками -- прицельным приспособлением пистолета и точкой прицеливания. Как показывает опыт, важнее всего в начале обучения сосредоточивать внимание на прицельном приспособлении и можно до известной степени пренебрегать отчетливой видимостью точки прицеливания, потому что ошибки в установке мушки в прорези целика вызывают значительно большие отклонения пули, чем некоторое легко фиксируемое несовмещение вершины ровной мушки с точкой прицеливания.
    Итак, точность прицеливания зависит: от точности установки мушки в прорези целика и от совмещения вершины ровной мушки с точкой прицеливания.

    2. Спуск курка

    Техника спуска курка при стрельбе из пистолета играет большую роль. Для производства точного выстрела нужно стремиться удерживать оружие, наведенное в цель, неподвижно. Между тем спуск курка требует некоторого движения в самый ответственный момент во время выстрела. При стрельбе из карабина лежа техника спуска курка несложна, так как оружие почти неподвижно и локти устойчиво установлены на земле. При стрельбе из пистолета это во много раз труднее, так как оружие удерживается в вытянутой руке. Достаточно произвести неосторожное движение указательным пальцем при нажиме на спуск, и пуля может не попасть в цель.

     ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА

    Рис. 14. Направление давления пальца при спуске курка

    Для производства выстрела необходимо плавно нажимать первым суставом указательного пальца на спуск. При расположении на спуске первого сустава палец принимает согнутое положение, позволяющее произвести давление на спуск прямо назад, не вызывая смещения пистолета, так как остальная часть пальца не соприкасается с оружием (рис. 14), т. е. имеется зазор. При спуске курка первым суставом пальца требуется меньшее движение пальца, что имеет значение не только для устойчивости пистолета, но и для скорости производства выстрела.
    Современные автоматические пистолеты имеют натяжение спуска, не более 2 кг. Поэтому использование второго сустава указательного пальца при нажиме на спуск явно нецелесообразно. Кроме того, при нажиме на спуск вторым суставом нельзя осуществить давление прямо назад -- смещение пистолета при нажиме на спуск неизбежно (рис. 15). При неправильном положении пальца на спуске вследствие давления "на спуск под некоторым углом к вертикальной плоскости пистолета могут возникнуть "отрывы" (отклонения пуль).
    Навыки в придании правильного положения руке должны быть привиты обучаемому еще в период изучения положения пистолета в руке стреляющего.

     ПРОИЗВОДСТВО ВЫСТРЕЛА

    Рис. 15. Направление давления пальца при спуске курка вторым суставом

    При производстве выстрела давление на спуск следует увеличивать постепенно и равномерно, потому что быстрый спуск курка для начинающего равносилен дерганию.
    В Наставлении указано, что каждый стрелок должен уметь плавно спускать курок в течение 1--2 сек. Естественно, что такая скорость спуска курка усваивается не сразу, этому предшествует длительный период обучения. Если стрелок не освоил технику спуска курка, переходить к стрельбе в ограниченное время, на скорость, нельзя, так как это неминуемо приводит к дерганию за спуск, подчас незаметному для самого стрелка.
    Отклонение пистолета, связанное с неправильным спуском курка, вследствие отдачи ускользает от наблюдения стрелка. Поэтому лучшим способом контроля правильности спуска курка является тренировка без выстрела.
    В целях анализа производство выстрела мы рассматриваем по элементам -- прицеливание и спуск курка, но совершенно очевидно, что оба эти действия представляют единый процесс, связное выполнение которого обеспечивает производство выстрела. Связное выполнение действий при прицеливании и спуске курка имеет свои трудности, так как оно находится в противоречии с привычками, установившимися у человека. Например, при стрельбе из пистолета стоя с руки колебания руки неизбежны, и у стрелка появляется желание поймать момент, когда вершина ровной мушки совместилась с точкой прицеливания, и сейчас же спустить курок, но правила спуска курка требуют медленного, плавного нажима на спуск. Тщательное изучение техники стрельбы и настойчивая тренировка позволяют справиться со всеми этими затруднениями.
    Естественно, что при стрельбе стоя неподвижного положения вытянутой руки добиться невозможно. Движение руки неизбежно, но эти колебания при правильной изготовке и достаточной тренировке стрелка незначительны и, как правило, не выходят из пределов цели. Следовательно, если во время прицеливания стрелок не будет обращать особого внимания на некоторые колебания пистолета и будет плавно нажимать на спуск, пуля попадает в цель. Если же стрелок будет ловить наиболее выгодный момент в положении оружия и дергать за спуск, то это неминуемо вызовет большое отклонение пули. При очень резких отклонениях вершины ровной мушки от точки прицеливания стрелок должен, не ослабляя и не увеличивая давления на спуск, выправить наводку и вновь усилить нажим указательного пальца на спуск.
    Начинающие стрелки обычно при первой стрельбе тратят много времени на прицеливание и спуск курка. В этом случае затянувшийся процесс производства выстрела вызывает необходимость перевести дыхание. Для этого следует прекратить прицеливание, согнуть руку в локте и после некоторого отдыха вновь повторить прием прицеливания и спуска курка.
    Очень важно воспитывать у обучаемых стремление всегда производить точный выстрел с соблюдением всех правил техники стрельбы. Если стрелок заметил какие-либо отклонения от общих правил в изготовке или прицеливании, не следует производить выстрел, а нужно вновь повторить прием. Небрежность, отсутствие самоконтроля часто являются причинами низкого результата в стрельбе.

    3. Затаивание дыхания при стрельбе

    Процесс производства выстрела тесно связан с регулированием дыхания стрелка. Дышать во время прицеливания и спуска курка нельзя -- это общеизвестно. Во время вдоха и выдоха происходит перемещение всего плечевого пояса, что вызывает смещение руки и, следовательно, отклонение ровной мушки от точки прицеливания. Поэтому стрелки при производстве выстрела затаивают на некоторое время дыхание.
    Человек без особого труда может задерживать дыхание до 10 сек. Задержать дыхание можно при полном выдохе и при полном вдохе. Легко заметить, что напряженное положение, которое создается при вдохе, очень быстро сменяется выдохом, между тем как новый вдох начинается только после небольшой паузы. Это имеет большое практическое значение для стрельбы. Очевидно, что при стрельбе наиболее выгодно прицеливание и спуск курка приурочивать к моменту дыхательной паузы на естественном выдохе. Это рекомендуется и Наставлением. Опытные стрелки затаивают дыхание примерно в момент уточнения прицеливания перед нажатием на спуск. Обычно стрелок перед выстрелом делает вдох, после чего, медленно выдыхая, постепенно затаивает дыхание, направляя свое внимание на удержание ровной мушки у точки прицеливания и на плавный спуск курка.
    При стрельбе в неограниченное время, когда стрелок имеет достаточно времени на производство каждого выстрела, затаивание дыхания происходит медленно. Другое явление мы наблюдаем при скоростной стрельбе, когда происходят быстрые дыхательные движения. Во время скоростной стрельбы стрелок делает короткие вдохи и выдохи, приурочивая их к промежуткам между выстрелами. В отдельных случаях, когда время на стрельбу из пистолета резко ограничено, (например, дается 4--8 секунд на 5 выстрелов, стрелок затаивает дыхание на все время, пока будет производиться серия выстрелов.

    4. Методика обучения прицеливанию и спуску курка

    Производство выстрела состоит из следующих действий: прицеливания, спуска курка и затаивания дыхания.
    Однако стрельбу следует рассматривать не как простую сумму этих действий, а как единый акт, в котором все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выполнять все названные действия нужно одновременно: Это требует определенных навыков. Для того чтобы все эти действия при объединении их во время производства выстрела выполнялись легко, нужно предварительно каждое из них "изучить как самостоятельное действие. Овладение отдельными действиями, например, прицеливанием или спуском курка, должно быть доведено у обучаемых до автоматизма. Только при этом условии образуется прочный навык в производстве меткого выстрела.
    При прицеливании из пистолета стрелок устанавливает ровную мушку и совмещает ее вершину с точкой прицеливания. Эти действия стрелка требуют развития как зрительной, так и мышечной чувствительности. Если зрение дает возможность контролировать положение оружия относительно точки прицеливания, то мышцы позволяют удерживать оружие и при отклонениях его восстанавливать положение, обеспечивающее точную наводку.
    Обучение прицеливанию должно включать:
    1) изучение установки ровной мушки и совмещения ее вершины с точкой прицеливания;
    2) изучение движений руки, необходимых для удержания ровной мушки у точки прицеливания;
    3) затаивание дыхания при прицеливании.
    В большинстве случаев обучаемые к началу обучения уже будут знакомы с общими принципами прицеливания из ручного оружия. Это освобождает обучающего от необходимости объяснять положение мушки в прорези целика. Необходимо лишь, ввиду малой длины прицельной линии у пистолета, обратить внимание обучаемых на то, что любая ошибка в установке мушки в прорези целика приводит к значительно большим отклонениям пуль, чем в любом другом оружии. Поэтому в начале обучения нужно сосредоточивать внимание на прицельном приспособлении пистолета. Перед началом обучения следует проверить, насколько форма прицельною приспособления пистолета отвечает основным требованиям точности наводки оружия в цель. Мушка и прорезь должны четко проектироваться на фоне мишени.
    Если у обучаемых нет опыта в прицеливании с открытым прицелом, можно показать наводку пистолета со станка. Используя показную мушку, плакаты и прицельный станок, обучающий должен добиться не только понимания обучаемыми, что такое ровная мушка, но и умения правильно устанавливать мушку в прорези целика.
    На последующих занятиях обучаемые должны научиться удерживать ровную мушку (без нажатия на спуск) в центре цели. Обучаемый должен приучиться, не смущаясь колебаниями руки, а следовательно, и оружия, удерживать ровную мушку вначале в центре листа бумаги, затем на вертикальной линии, на горизонтальной линии и т. п.
    Обучение прицеливанию не следует начинать с круглых спортивных мишеней. Резко видимая точка прицеливания у круглой мишени значительно усложняет обучение прицеливанию.
    При прицеливании будет колебание руки, которое может вызвать не только изменение ровной мушки, но и отклонение вершины мушки от точки прицеливания. Это отклонение устраняется определенными движениями руки стрелка, которые необходимо изучить и усвоить. Для этого можно рекомендовать ряд упражнений, выполняя которые обучаемый учится выполнять движения, необходимые стрелку при прицеливании. Обучаемому на фигурной мишени последовательно указываются различные точки прицеливания. Стрелок по указанию руководителя, удерживая ровную мушку, переводит пистолет с одной точки прицеливания на другую или, удерживая ровную мушку, ведет ее по контуру фигуры. Для выполнения таких упражнений можно применять различные фигуры: прямоугольник, ломаную линию и др. Постепенно размеры фигуры при выполнении упражнений нужно уменьшать или же увеличивать расстояния до них. Это необходимо для изучения малых движений руки, так как при прицеливании движения обычно невелики.
    Затем переходят к упражнениям, при выполнении которых стрелок учится совмещать ровную мушку с хорошо заметной точкой прицеливания (центр черного круга спортивной мишени, центр головной или грудной фигуры и т. п.).
    При выполнении упражнений в прицеливании стрелку постепенно прививается умение затаивать дыхание.
    Совершенствование навыков в прицеливании продолжается при изучении последующих действий стрелка, но при обучении прицеливанию, как отдельному элементу производства выстрела, нужно добиться, чтобы стрелок не делал ошибок в установке мушки в прорези целика и, затаивая дыхание, уверенно удерживал ровную мушку у точки прицеливания.
    К обучению спуску курка следует переходить только тогда, когда стрелок не допускает при прицеливании на 25 м отклонений ровной мушки более 8 см от точки прицеливания.
    Вначале нужно объяснить, какое значение имеет правильный спуск курка, при котором не нарушается точность прицеливания. Стрелок должен научиться медленно, постепенно и равномерно увеличивать давление указательного пальца на спуск пистолета. Идеальным будет такой спуск курка, при котором стрелок не знает точно, когда произойдет выстрел. Стрелок должен научиться не только равномерно усиливать нажим на спуск, но и своевременно прекращать нажим при отклонениях руки и снова продолжать нажим при возобновлении прицеливания.
    Обучение спуску курка начинается с изучения движения указательного пальца при нажиме на спуск. Обучающий показывает, что у начинающих стрелков движение указательного пальца вызывает смещение других пальцев руки. Этим объясняется необходимость тренировки в движении указательным пальцем, что на первый взгляд кажется весьма простым.
    Равномерность нажима на спуск пистолета нужно показывать следующим образом: наложить свою руку на руку обучаемого и просунуть указательный палец в спусковую скобу поверх пальца стрелка. Медленно нажимая на палец обучаемого, показать постепенное усиление давления на спуск пистолета при спуске курка с боевого взвода. Нажим должен производиться в направлении прямо назад, примерно параллельно стволу пистолета, не вызывая смещения оружия.
    После этого обучаемые, держа пистолеты в полусогнутой руке, самостоятельно повторяют показанное движение пальца.
    Руководитель, убедившись в правильном положении указательного пальца на спуске и в правильности направления давления при нажиме, приступает к обучению спуску курка при свободно вытянутой руке. Обучаемые наводят пистолеты на хорошо освещенный фон, устанавливают ровную мушку и делают несколько нажимов на спуск пистолета при спущенном с боевого взвода курке, следя, чтобы при движении пальца не сбивалось положение оружия и ровной мушки. Эти движения должны быть осторожными и плавными. Для проверки правильности выполнения этого приема можно использовать ортоскоп. При отсутствии ортоскопа можно заметить положение мушки по какой-либо точке на местности и проследить, чтобы при нажиме на спуск пистолета оружие не смещалось.
    После усвоения этого приема можно перейти к обучению спуску курка с боевого взвода при удержании ровной мушки. Обучаемому и в этом случае точка прицеливания не указывается. Прицеливание из пистолета должно производиться по хорошо освещенному фону без каких-либо точек прицеливания.
    Основная задача в этом упражнении -- добиться удержания ровной мушки при срыве курка с боевого взвода и ударе ею по ударнику. Такое упражнение позволяет выявить, насколько обучаемый усвоил правила спуска курка и держания пистолета в руке. Если обучаемый держит пистолет правильно и производит плавный спуск, положение мушки в прорези целика при ударе курка почти не нарушится. Методы проверки правильности выполнения этого упражнения такие же, как и в предыдущем случае.
    Пренебрегать методом обучения спуску курка при отсутствии точки прицеливания не следует, так как в этих условиях обучаемый, не связанный с необходимостью совмещения вершины ровной мушки с точкой прицеливания, легче и быстрее усваивает те действия, которые необходимы при производстве выстрела. Чтобы упражнение было целеустремленным и выполнялось обучаемыми сознательно, руководитель обязан возможно чаще проверять умение их удерживать ровную мушку при ударе курка.

    Примечание. На тренировочных занятиях следует в патронник вставлять учебный патрон, чтобы не вызвать поломки шпильки ударника.

    Как только обучаемые усвоили прицеливание и плавный нажим на спуск, можно переходить к обучению прицеливанию по определенной точке прицеливания с одновременным спуском курка.
    Вначале занятия организуются с наводкой в центр грудной или ростовой фигуры, а затем, по мере усвоения, и в более резко видимую точку прицеливания -- центр или нижний обрез черного круга мишени.
    Степень усвоения одновременного прицеливания и спуска курка может быть проверена в ортоскоп, но существуют и другие методы. Так, например, полезно использовать 5,6-мм самозарядный пистолет конструкции Марголина. Этот пистолет не обладает большой силой отдачи, что дает возможность успешно проверить именно прицеливание и плавность спуска курка.
    При стрельбе из малокалиберного пистолета обучающий должен окончательно убедиться, что стрелки не делают ошибок в установке мушки в прорези целика и производят плавный спуск. Если обучаемый еще допускает при производстве выстрела неровную мушку или стремится ловить наиболее удобный момент прицеливания и дергать за спуск, то он не может быть допущен к стрельбе боевым патроном. К разрешению этою вопроса нужно подходить особенно внимательно, потому что в последующих упражнениях со стрельбой не всегда удается правильно определить причину промаха, настолько многообразны бывают сочетания различных ошибок.





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям