ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

Дредноут Теннеси

    Страна

    США

    Тип

    Дредноут

    Общие характеристики

    Длина (м):

    190,2

    Ширина (м):

    29,7

    Водоизмещение (тонн):

    32300

    Скорость (узлов):

    21

    Запас хода (миль):

    Осадка (м):

    9,2

    Экипаж:

    1083

    Вооружениe

    Орудия:

    12 356 мм
    14 127 мм

    Торпедные аппараты:

    2 533 мм

    Системы ПВО:

    40 Эрликон
    56 Бофорc

    Дредноут Теннеси

    В качестве следующего шага вперед по сравнению с линкорами Нью-Мексико рассматривалось значительное улучшение защиты от подводных взрывов, переход на 406-мм орудия и увеличение толщины бортовой брони.

    Однако, если броню смогли увеличить то пушками получился казус. Поэтому линкоры типа "Теннеси" стали полным повторением по схеме Нью-Мексико, за исключением новой модели 356 мм орудия.

    Дредноут Теннеси

    BB.43 Теннеси1920/1959

    Киль линкора заложили 14 мая 1917 года на военно-морской верфи Нью-Йорка. Спущен на воду 30 апреля 1919 года.

    Дредноут Теннеси

    Во время нападения на Перл-Харбор линкоры, в том числе и стоявший у штатной причальной тумбы F-6 "Теннеси", на мачте которого развевался флаг командующего 2-й линейной дивизией контр-адмирала Бегли, стали главной целью японских самолетов. Орудия "Теннеси" открыли огонь практически с началом атаки, не дожидаясь чьего-либо приказа. Причем многие зенитки и пулеметы обслуживали люди из башен главного калибра и машинной команды. Несколько самолетов удалось сбить, но остальные, а этих было гораздо больше, сбросили свои бомбы и торпеды. Одна из бомб взорвалась на левом (по другим данным на среднем) орудии башни ГК №2, осколками убив и ранив много членов экипажа на открытых постах. Часть осколков обрушилась на пришвартованный с левого борта линкор Западная Вирджиния, смертельно ранив на его мостике командира. Вторая бомба, переделанная из бронебойного 356-мм снаряда, попала в крышу башни №3 и, пробив 127-мм броню, взорвалась внутри боевого отделения, правда, с незначительным эффектом. К счастью, хоть от торпед "Теннеси" был прикрыт Западная Вирджиния. Но существовала большая опасность от полыхавшей в воде нефти, которая вытекала изЗападная Вирджиния и Аризона, а также от летящих со всех сторон раскаленных осколков и горящих обломков. Особенно неприятным было соседство с находившимся всего в 24 метрах за кормой линкором Аризона, который взрывом погребов раскололо на две части. На "Теннеси", где металлические палубы раскалились добела, быстро подняли пары и попытались выйти из этого моря огня. Но со всех сторон он был блокирован затонувшими кораблями. В результате корма линкора сильно обгорела, некоторые листы обшивки сильно "повело", а многие заклепки просто вышибло из своих гнезд. Во избежание взрыва пришлось затопить все кормовые погреба.

    Дредноут Теннеси

     

    "Теннеси" повезло больше, чем другим кораблям. Его экипаж не только справился с пожарами на борту, на что потребовались почти сутки непрерывной и самоотверженной работы без перерывов на обед, но и помог тушить пожары на других линкорах. Потери оказались небольшими: из 94 офицеров и 1372 унтер-офицеров и рядовых, числившихся на "Теннеси" 1 декабря, когда была последняя инспекторская проверка мирного времени, только 5 человек было убито и пропало без вести, ранен 1 офицер и 20 моряков.

    Дредноут Теннеси

     

    Хотя энергетическая установка нисколько не пострадала, блокированный затонувшим Западная Вирджиния корабль удалось сдвинуть с места только через несколько дней. Для этого понадобилось 16 декабря взорвать бетонное основание носовой причальной тумбы. А 20 декабря "Теннеси" ушел в Бремертон, штат Вашингтон, на верфь Пьюджэт Саунд - одно из двух мест на Западном Побережье, где можно было ремонтировать линкоры. До марта следующего года на "Теннеси" заменили стволы орудий ГК, решетчатую грот-мачту, установили радары, противоосколочную защиту и новое легкое зенитное вооружение.

    История "Теннеси" в последующие годы войны является историей всей войны на тихом океане, в том числе многочисленных десантных операций, в ходе которых захватывались опорные базы для продвижения вперед. При этом трудно было переоценить важность уничтожения мощной японской противодесантной и береговой обороны силами линейного флота перед началом каждой высадки. Эти предварительные бомбардировки берега огнем крупных орудий флота спасли тысячи жизней солдат и морских пехотинцев. И, разрабатывая новые методы стрельбы, тренируя экипаж до полного автоматизма, тщательно изучая всю информацию о каждой цели, "Теннеси" стал одним из лучших кораблей огневой поддержки.

    Дредноут Теннеси

     

    8 декабря 1945 года "Теннеси" в военно-морской базе Филадельфии присоединился к местной группе 16-го Флота (не действующий). 14 февраля 1947 года, "Теннеси" был разукомплектован. Корабль находился в резерве до 1 марта 1959 года, когда его название было исключено из списков флота. В июле 1959-го его продали на слом.

    BB.44 Калифорния1921/1960

    Дредноут Теннеси

     

    Линкор был построен военно-морской верфью Мэйр Айленд в Валледжо, штат Калифорния. Его киль заложили 25 октября 1916 года, спуск на воду состоялся 20 ноября 1919-го. Укомплектовали линкор 10 августа 1921 года в качестве флагмана Тихоокеанского флота.

    В течение двадцати лет, с 1920-го по 1941-и, «Калифорния» служил флагманом Тихоокеанского флота США, затем флагманом линейного флота.

    Дредноут Теннеси

     

    В ходе атаки на Перл-Харбор "Калифорния" получил не такие уж смертельные для линкора повреждения. В 08.05 в левый борт линкора попали две торпеды: одна перед носовой надстройкой, другая - под башню ГК №3.

    В 08:25 одна из бомб, попавшая под носовой надстройкой с правого борта, пробила несколько палуб, срикошетировала от 2-й палубы (главной броневой) и взорвалась, выведя из строя погреб зенитного боезапаса и убив около 50 человек. В главной палубе образовалась огромная дыра, начался сильный пожар. Наконец, еще одна бомба взорвалась в воде рядом с носовой частью левого борта, открыв в обшивке большую пробоину. Из-за принятой через нее воды линкор быстро осел носом более чем на метр.

    Несмотря на все усилия экипажа, корабль продолжал принимать воду - вскоре она с левого борта поднялась выше 3-й палубы (противоосколочной) и стала медленно заполнять отсеки выше ватерлинии. Из-за потери электроэнергии средств для откачки поступающей в корпус воды практически не осталось. Моряки пытались вручную делать работу машин и механизмов, включая подачу снарядов к зениткам. Удушливые пары нефти и мазута, распространившиеся по всему кораблю, заставили многих вспомнить о химическом оружии, которое якобы применили японцы. Это только добавило паники, хотя среди экипажа отмечались и случаи героизма - люди оставались на боевых постах, до самой гибели продолжая выполнять свои обязанности. В 08:55 удалось восстановить подачу электроэнергии и поднять давление в пожарных магистралях. Пожары удалось взять под контроль, а в 09:10 "Калифорния" уже мог дать ход, имея пары в четырех котлах. К этому времени на борт прибыли кэптен Банкли и адмирал Пай, добравшийся до базы на грузовике. Но прежде, чем он отдал приказ начать движение, пламя от горящей в воде нефти охватило корму. Командир в 10:02 приказал экипажу оставить корабль, но спустя 13 минут, когда ветер переменился и отогнал горящую нефть, поступил приказ всем вернуться на борт. Но людей удалось вернуть на корабль только спустя час. Для воодушевления экипажа главстаршина Коннер догадался закрепить на корме боевой флаг, который так и не смогли поднять во время прерванной утренней церемонии.

    Хотя приблизившиеся тральщики «Вирео» и «Боболинк» пытались откачивать воду своими насосами и передали на линкор переносные водоотливные средства (насосы с бензиновыми двигателями), "Калифорния" продолжал заполняться водой. Переборки не держали, разрушенные вентиляционные каналы открывали новые пути для воды. Как сказал один из моряков, "мы просто перекачивали весь Перл-Харбор через корабль". Положение можно было спасти с помощью водолазов, но в условиях горящей на поверхности нефти и взбаламученного ила такая попытка для них была равносильна самоубийству. Только ночью 10 декабря линкор перестал погружаться, опустившись в ил на дне гавани с креном 6,5° на левый борт, так что над водой виднелись только надстройки. Всего на нем из экипажа 1666 человек (из них 120 офицеров) погибло и пропало без вести 98 человек (из них 6 офицеров), а 61 (3 офицера) был ранен.

    Линкор подняли со дна 24 марта 1942 года и поставили в сухой док Перл-Харбора для предварительного ремонта. 7 июня он своим ходом отправился на верфь Пьюджет Саунд для окончательного устранения повреждений и модернизации. Требовалось улучшить защиту, остойчивость, установить новые зенитные батареи и системы управления огнем. Только 31 января 1944 года «Калифорния» вышел из Бремертона в пробный поход кСан-Педро, а 5 мая он покинул Сан-Франциско для участия в операции по захвату Марианских островов. Командовал линкором кэптен X. П. Бёрнет.

    Линкор сыграл одну из ключевых ролей в операции в заливе Залив Лейте. Кроме обычных бомбардировок берега и поддержки войск ему довелось принять участие в уничтожении части японского флота в проливе Суригао 25 октября.

    6 января 1945 года корабль становится мишенью для одиночного пилота-камикадзе, который на своем самолете врезается в верхнюю часть командного поста. Горящие остатки самолета упали на главную палубу, уничтожая зенитные орудия и пулеметы - Бофорсы и Эрликоны. Возникший пожар удалось погасить достаточно быстро, но потери оказались достаточно велики - 16 офицеров и 26 матросов погибли сразу, а вскоре от ран скончалось еще 13 человек. Повреждения же, причиненные кораблю, оказались настолько серьезными, что его пришлось вновь направить в США на ремонт. Но до конца войны линкор вновь оказался в строю и даже успел принять участие в бомбардировке Окинавы.

    7 августа 1946 "Калифорния" поставили в резерв, 14 февраля 1947-го разукомплектовали, а 10 июля 1959 года продали на слом.





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям