ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

Броненосец Садзума

    Страна

    Япония

    Тип

    Броненосец

    Общие характеристики

    Длина (м):

    146,9

    Ширина (м):

    25,4

    Водоизмещение (тонн):

    19700

    Скорость (узлов):

    20

    Запас хода (миль):

    9100

    Осадка (м):

    8,4

    Экипаж:

    920

    Вооружениe

    Орудия:

    4 305 мм
    12 254 мм
    12 120 мм

    Торпедные аппараты:

    5 457 мм

    Системы ПВО:

    2 80 мм

    Броненосец Садзума

    После русско-японской войны было принято решение строить броненосцы и крейсеры программы 1906 г. (по планам 1903 финансового года) на казённых судостроительных заводах, в соответствии с которым и были заложены вЙокосука и в Куре корабли класса "Садзума".

    Шпангоуты на обоих японских кораблях поставили гораздо теснее, чем на крупных судах США или Англии, а именно со шпациями всего около 800 мм. Два скуловых киля для ограничения бортовой качки занимали около трети длины обоих броненосцев. Применение дерева ограничивалось лишь самым необходимым.

    Размеры надстроек уменьшались, насколько это представлялось возможным. Их боевые рубки привычно отличались своими малыми размерами, в то время как в других флотах, особенно в германском и американском, конструкторы уже склонились к увеличению их размеров. Оба броненосца снабжались противоторпедными сетями. Корабли типа "Садзума" полубака не имели, и их орудия главного калибра были на одном уровне.

    Броненосец Садзума

    Броневая защита, считавшаяся уже недостаточной, состояла из полного пояса крупповской брони, имевшего в средней части толщину 229 мм, утоньшаясь к носовой оконечности до 152 мм (по другим данным, 127 мм), а к кормовой до 102 мм. Выше главного пояса находился второй, толщиной в средней части 203 мм и утоньшавшийся к носу до 127 мм. Он простирался от носовой оконечности до кормового барбета. От второго пояса между носовым и кормовым мостиками до верхней палубы стоял третий - толщиной 152 мм. Карапасная броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах. Пока больше опасались настильного огня, чем навесного - до трагедии Худ было еще далеко.

    Значительное замедление постройки "Садзума" произошло, по объяснению японских газет 1910г., из-за изменения, последовавшего уже после спуска кораблей на воду, состава их артиллерийского вооружения. Первоначально предполагалось на них установить, по примеру английских кораблей типаНельсон , орудия калибров 305 и 254 мм, а уже затем решили установить вооружение, подобное ставшему классическим Дредноут - лишь из одних 305-мм орудий.

    Броненосец Садзума

     

    В Японии, конечно, знали мнение британского адмиралтейства о том, что управление огнём значительно упрощается принятием для всех крупных орудий единого калибра (и справедливость этого мог подтверждать их собственный боевой опыт) и то, что средняя 152-мм артиллерия стала менее важна, а 75-мм орудия достаточны для отражения атак миноносцев. Авиации пока не боялись.

    Броненосец Садзума

     

    Вопрос о целесообразности отказа от 152-мм орудий горячо обсуждался во время постройки. В итоге оказалось, что у японских кораблестроителей восторжествовал осторожный компромисс: разнокалиберный вариант с 305-и 254-мм орудиями для обоих кораблей и 120-мм противоминной артиллерией для "Садзума", и 152-мм для "Аки". Схему с единым главным калибром после долгого обсуждения тогда признали непрактичной. Конечно, немаловажное значение имело и недостаточное после войны финансирование флота.

    Увеличение числа стволов единого главного 305-мм калибра позволяло, с одной стороны, увеличить возможную дальность поражения противника, а с другой, делало при имевшейся системе стрельбы бесполезными более скорострельные орудия меньших калибров, удельный вес каждого снаряда которых в общем залпе был очень высок. На больших дистанциях уже не получалось использовать так удачно примененный метод железного дождя и приходилось его отбрасывать и снова садиться за расчеты.

    Броненосец Садзума

     

    Но прежний вариант был и заметно дешевле - проект модернизированных по типу "Кашима" броненосцев стоил меньше дредноутов, а на научные изыскания с последующей проверкой на практике тратиться не приходилось. В итоге мечты японских конструкторов о корабле с однокалиберной крупной артиллерией, возникшие еще до постройки "Садзума", оказались временно отложенными до лучших времен и по причинам, сопряженным как с разработкой проекта такого корабля, так с его постройкой и финансированием.

    Таким образом, корабли типа "Садзума", хотя порой и называли дредноутами, в действительности, в силу неоднородности крупнокалиберной артиллерии вполне справедливо относить его к додредноутной эпохе (броненосцам)..

    Садзума1909/1924

    Август 1914 г. "Садзума" встретил в составе 1-й эскадры, затем в 1915г. стал флагманским кораблем 2-й (Южной) эскадры и в том же году был переведен в состав 1-й эскадры 1-го флота. В 1916 г. корабль встал на ремонт в Сасебо, по окончании которого с 1917 по 1918 гг. снова входил в состав 1-й эскадры, а в декабре 1921 г. состоял в 4 дивизии линкоров 3 эскадры.

    В 1922 г. броненосец, прослуживший всего 12 лет, во исполнение условий Договор пяти держав, разоружили в Йокосука, перевели в Куре. 20 сентября 1923 г. он был вычеркнут из списков флота и переоборудован в корабль-цель. 7 сентября 1924 г. остов "Садзума" потопили в Токийской бухте линкоры Нагато и Митсу.

    Аки1911/1924

    Боевая жизнь "Аки" оказалась недолгой и незаметной. Начало первой мировой войны он встретил в Куре, в 1915-17 гг. входил в состав 1-й эскадры первого флота, в 1918 г. был переведен во 2-ю эскадру. В 1919 г. прошел ремонт.

    20 сентября 1923 г. оказался вычеркнутым из списков флота (по другим данным, в 1922 г.) по Договор пяти держав, переоборудован в корабль-цель и 2 сентября 1924 г. потоплен в Токийской бухте артиллерией линкоров Конго и Харуна.





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям