ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr

Авианосец Одесити

    Страна

    Англия

    Тип

    Авианосец

    Общие характеристики

    Длина (м):

    142

    Ширина (м):

    17,1

    Водоизмещение (тонн):

    10000

    Скорость (узлов):

    15

    Осадка (м):

    7

    Вооружениe

    Самолеты:

    6

    Системы ПВО:

    4 Эрликон

    Авианосец Одесити

    Взлет с палубы

    Поиски средств воздушной защиты конвоев в тех зонах Атлантики, которые были недосягаемы для морской авиации берегового базирования, начались с первых же месяцев войны, как только англичане убедились, что без истребительного прикрытия караван торговых судов обречен, даже несмотря на наличие кораблей охранения. Вот тогда-то и возникла мысль переоборудовать часть торговых судов в тихоходные авианосцы, предназначенные только для охранения конвоев в открытом океане.

    Авианосец Одесити

     

    Первым таким эскортным авианосцем в британском флоте стал "Одесити" — бывший немецкий теплоход «Ганновер», захваченный англичанами в марте 1940 года. Переоборудование свелось к сооружению полетной палубы с двумя тормозными тросами. Ангаров, лифтов и катапульт на "Одесити" не было — шесть истребителей размещались прямо на палубе. Все работы были закончены в июне 1941 года, а через полгода для "Одесити" настал момент боевого крещения.

    Авианосец Одесити

    17 декабря 1941 года «волчья стая» фашистских подводных лодок обнаружила в районе острова Мадейра крупный гибралтарский конвой из 30 охраняемых транспортов, шедших в Англию. Но атака была сорвана: самолет с "Одесити" вовремя обнаружил вражеские лодки. Глубинные бомбы, сброшенные эсминцами охранения, повредили U-131, которая была вынуждена всплыть. Подняв из воды часть экипажа, эсминцы уничтожили лодку артиллерийским огнем. Вскоре над конвоем появилось два немецких бомбардировщика, которые тут же были сбиты истребителями с "Одесити".

    На следующее утро эсминцы заставили всплыть на поверхность другую немецкую лодку — U-434 и, пленив 44 подводника, пустили ее на дно. 19 декабря немцы предприняли комбинированную атаку — с воздуха и из-под воды — и достигли некоторого успеха: торпеда, выпущенная U-574, погубила эсминец «Стэнли». Но расплата последовала немедленно: U-574 затонула, протараненная шлюпом «Сторк», а из трех бомбардировщиков два были сбиты истребителями с "Одесити". После этого фашистская авиация больше не рисковала появляться над конвоем, предоставив лодкам действовать самостоятельно. 21 декабря В 22.33 было торпедировано торговое судно. На другом судне зажгли фальшфейеры, чтобы осветить подводную лодку, но вместо этого осветили "Одесити", чем и воспользовался командир U-751. В 22.37 подводная лодка добилась попадания торпеды в авианосец.

    Когда торпеда взорвалась, корабль вздрогнул, и его корма ушла в воду. Машины остались целы, однако авианосец потерял управление. Он остановился, и через несколько минут подводная лодка всадила в него еще 2 торпеды. "Одесити" быстро пошел на дно. На нем погибли 75 офицеров и матросов, в том числе капитан 2 ранга МакКендрик.





BACK NEXT TOP

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям