ru en ua pl de es it fr el tr da cs zh-tw bg ro pt ar eo az be nl hi hr
Категория ГЛАВНАЯ  

Тупик десантных кораблей


2017-11-06 00:00:00

Россия и Франция не могут договориться о покупке «Мистралей». История покупки Россией французских вертолетоносцев класса «Мистраль» тонет в разногласиях. С начала 2011 года периодически появляется информация, что стороны не могут договориться то по стоимости кораблей, то по их количеству, то по комплектации. Пока ясно одно — что-то идет не так, как требуется России, из-за чего переговоры о покупке «Мистралей» у Франции могут вернуться на уровень первых лиц государств.

• 15 апреля 2011 года Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», в которую входит «Рособоронэкспорт», ведущий переговоры о покупке «Мистралей», заявил, что российская и французская стороны не могут согласовать стоимость закупки вертолётоносцев. По словам Чемезова, на уровне глав государств было согласовано, что в стоимость покупки десантных вертолетоносных кораблей-доков войдут не только сами корабли, но и технологии. Однако французская сторона изменила требования.

• «Есть в этом проблема. Изначально мы говорили, что в эту цену должен войти не только корабль, но и технологии. Вроде на уровне президентов это было согласовано, но когда это пустилось на уровень самих переговорщиков, все встало. Сейчас пытаемся договориться, бодаемся, туда-сюда», — посетовал Чемезов, не уточнив, по какой причине произошел сбой в прежде налаженном переговорном процессе.

Провальная цена

• О том, что в переговорном процессе возникли ценовые сложности, ещё в начале марта 2011 года со ссылкой на источник в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству писала газета «Коммерсантъ». Причиной разногласий в стоимости сделки стал непрофессионализм российского Министерства обороны. До Нового года переговорами по «Мистралю» занималось именно военное ведомство, которое лишь в конце 2010 года поручило процесс «Рособоронэкспорту», в настоящее время занимающемуся согласованием сделки с французским предприятием DCNS.

Вертолётоносец класса «Мистраль»

МИСТРАЛЬ

Водоизмещение французского «Мистраля» составляет 21,3 тысячи тонн при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода составляет 11 тысяч миль.

«Мистраль» способен перевозить до 60 бронетранспортеров, или 450 десантников при оперативной переброске — до 900 десантников плюс 13 танков, или 70 автомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 многоцелевых NHI NH90. Корабль вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 миллиметра.

Совместное заявление президентов России и Франции о покупке кораблей класса «Мистраль» было обнародовано 24 декабря 2010 года. Спустя ровно месяц было подписано межправительственное соглашение на строительство двух вертолетоносцев. По данным «Коммерсанта», в декабре 2010 года заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Николай Борисов подписал с Францией протокол, согласно которому стоимость контракта была определена на уровне 1,15 миллиарда евро. В указанную сумму входит строительство двух «Мистралей» за 980 миллионов евро, услуги логистики за 131 миллион евро и обучение экипажа за 39 миллионов евро.

Вице-адмирал Николай БорисовФактически, это соглашение исключало половину изначальных требований российского военного ведомства, которое настаивало на том, чтобы в стоимость контракта были включены и лицензии на строительство двух «Мистралей» в России, и вся техническая документация. Субподрядчиком должны были стать «Адмиралтейские верфи», доля которых в строительстве первого корабля должна была составить 20 процентов, а второго — 40 процентов. В результате, ссылаясь на подписанный Борисовым документ, французская сторона отказалась включить в основной контракт стоимость лицензий и документации, которые оцениваются в 90 миллионов евро.

• Французская сторона настаивала на том, что техническая документация на корабли будет передана России бесплатно, если та обязуется самостоятельно построить третий и четвертый «Мистраль» на собственных верфях. По словам источника «Коммерсанта» в ФСВТС, Борисов не имел никаких полномочий подписывать с французской стороной какие-либо документы. При этом российская сторона долгое время не знала, что вице-адмирал подписал протокол.

В переговорном процессе с Францией были отмечены и другие разногласия. В частности, Минобороны России постоянно вносило изменения в техническое задание по первым двум кораблям класса «Мистраль», что служило дополнительным поводом для повышения их стоимости. Кроме того, стороны также не могли договориться о том, где именно будет создано совместное предприятие по строительству «Мистралей» — в России или во Франции. Французские вертолетоносцы для России будут строиться по изменённому проекту: будет увеличена высота ангаров, чтобы в них могли разместиться российские вертолеты, а также «усилен борт кораблей», поскольку их планируется использовать в северных широтах.

• Сложность переговорного процесса также заключается в том, что межправительственное соглашение, подписанное 24 января 2011 года, не оговаривало ни порядок цен, ни сроки, ни количество, ни комплектацию закупаемых для России кораблей. Предполагалось, что все эти условия будут указаны в первом основном контракте по «Мистралям», который должны подписать «Рособоронэкспорт» и DCNS. Российская сторона ранее заявляла, что будет подписан контракт на строительство двух кораблей во Франции, а также заключен опцион на строительство ещё двух в России.

• 2 марта 2011 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин в интервью газете «Военно-промышленный курьер» заявил, что стоимость контракта на покупку двух готовых вертолетоносцев и лицензий на строительство двух таких кораблей в России оценивается не менее чем в 1,5 миллиарда евро. Впрочем, ничего нового он не сказал, ещё раньше эксперты указывали, что сумма сделки может составить около полутора миллиардов.

Универсальный десантный корабль проекта 11780

ПРОЕКТ 11780

Невское проектно-конструкторское бюро вело разработку универсального десантного корабля проекта 11780 в 1980-х годах. Водоизмещение УДК должно было составить 25 тысяч тонн при длине 196 метров, ширине 35 метров и осадке восемь метров. Проект 11780 должен был развивать скорость до 30 узлов, а дальность его хода составляла восемь тысяч миль.

В авиагруппу корабля должны были войти 12 транспортно-боевых вертолётов Ка-29, а в доковой камере разместиться четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206. В состав вооружения должны были войти сдвоенная автоматическая пушка калибра 130-миллиметров, две батареи ЗРК «Кинжал» и четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик».

• Из всей этой истории можно сделать вывод, что версия о непрофессионализме Министерства обороны соответствует действительности. Ведь даже если судить по хронологии событий, то становится ясно, что подготовкой переговорного процесса занималось именно военное ведомство, а «Рособоронэкспорт» подключился, когда уже шло согласование более конкретных условий и содержания соглашения. При этом непонятно, почему Минобороны, не имеющее соответствующего опыта, занималось переговорным процессом с иностранным поставщиком, если в России специально для решения подобных задач существует профессиональная организация – «Рособоронэкспорт».

Тут следует напомнить, что и вся история покупки «Мистралей» началась именно с Министерства обороны России, которое проявило интерес к этим кораблям летом 2009 года. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, а также ряд других высокопоставленных российских чиновников подключились к покупке вертолетоносцев уже позже — в 2010 году. При этом «Рособоронэкспорт» как будто бы умышленно держали «в запасе» аж до 2011 года. Любопытно также и то, что несмотря на серьезную заинтересованность военных в покупке «Мистралей», Минобороны так и не смогло дать внятного описания стратегии применения кораблей в составе ВМФ России.

• Версии применения озвучивались самые разные: корабль управления, корабль доставки грузов и поисково-спасательное судно, корабль обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава, наконец, противолодочный корабль. При этом основная — десантная — функция вертолётоносца рассматривалась как второстепенная, что уже само по себе удивительно. В феврале 2010 года Медведев объяснил важность покупки «Мистралей» необходимостью «и поучиться, и посмотреть, что делают другие страны». При этом советский проект 11780 универсальных десантных кораблей как-то и не упоминался.

Провальная комплектация

• Между тем, вопрос цены, по-видимому, является не единственным камнем преткновения в российско-французском переговорном процессе. В середине апреля 2011 года газета «Ведомости» со ссылкой на источники в администрации президента и Министерстве обороны России написала, что переговоры по покупке «Мистралей» оказались под угрозой срыва. Причиной этого стала невыгодная для российской стороны комплектация кораблей, в которую, в частности, не были включены современные системы связи и управления, опцион на строительство ещё двух «Мистралей» в России и передача технологий.

• По данным источников газеты, невыгодная для России комплектация «Мистралей» была документально зафиксирована ещё на этапе, когда переговорным процессом занималось Министерство обороны России. Впрочем, вскоре после этого агентство РИА Новости со ссылкой на источник в военном ведомстве сообщило, что Россия и Франция полностью согласовали комплектацию вертолетоносцев, которые будут поставлены со всеми системами и устройствами, «полностью удовлетворяющими требованиям военно-морского флота».

• В 2010 году, вскоре после того, как было объявлено, что Министерство обороны точно купит четыре «Мистраля», представители французских властей и судостроительных предприятий заявляли, что вертолётоносцы будут поставлены России в полной комплектации, включая системы связи и систему управления разнородными войсками НАТО SENIT9. При этом уточнялось, что российской стороне коды обмена данными и управления переданы не будут.

А мы всё равно купим «Мистраль»!В то, что российское военное ведомство показало непрофессионализм и в вопросе комплектации кораблей, легко поверить. Для этого достаточно вспомнить хотя бы историю с российскими беспилотниками, произошедшую в 2010 году. Напомним, в начале апреля 2010 года Минобороны сперва объявило, что потратило пять миллиардов рублей на испытания беспилотников российской разработки; испытания не прошел ни один аппарат из-за несоответствия требованиям военных. В конце мая министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что в России будет создан специальный центр по использованию беспилотников, после чего военные приступят к формированию требований к беспилотным летательным аппаратам, которые планируется покупать. То есть, испытания российских аппаратов, получается, проводились без каких-либо чётко определенных требований.

• Устоявшаяся мировая практика подразумевает сперва формирование требований, а затем уже создание центра применения и закупку беспилотников. Но у российских военных, видимо, свой путь: в 2009 году были потрачены 53 миллиона долларов на покупку 12 израильских БПЛА, а в апреле 2010 года Чемезов объявил о состоявшейся покупке ещё 15 аппаратов. По официальной версии, все они покупались для проведения испытаний и изучения характеристик. В октябре российская корпорация «Оборонпром» и израильская компания IAI заключили контракт на поставку компонентов для сборки беспилотных летательных аппаратов. Израильская газета Globes писала, что сумма сделки составила 400 миллионов долларов.

• Так почему бы, принимая во внимание историю испытания и покупки беспилотников, не предположить, что нечто похожее могло произойти и с «Мистралями»? Из заявлений военных и чиновников складывается такое впечатление, будто Минобороны сперва заинтересовалось «Мистралями», а потом уже в спешном порядке стало придумывать концепцию их применения и дорабатывать технические требования. И при этом так и не было дано какого-либо объяснения, по какой причине выбор пал именно на французские корабли, хотя в тендере 2010 года на поставку вертолетоносцев участвовали южнокорейские, испанские, голландские и немецкие суда. И зачем вообще было проводить тендер, если военные изначально заявили, что в любом случае купят «Мистраль»?

• Как бы то ни было, но исправлять ошибки российского Министерства обороны, видимо, придется президенту Медведеву и его французскому коллеге Николя Саркози. Благо для этого будет удобный случай — в мае 2011 года российский президент приедет во Францию для участия в саммите G20. Пока же, как ожидается, решающий раунд переговоров по покупке кораблей без участия президентов, на котором определится судьба всего контракта, состоится 20 апреля.
__________________________________
P.S. — Президент Дмитрий Медведев 19 апреля 2011 года подписал указ об освобождении вице-адмирала Николая Борисова от должности начальника кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения — заместителя главнокомандующего ВМФ по вооружению. Н.Борисов уволен с военной службы. О причинах такого решения не сообщается.

/Василий Сычев, lenta.ru/





Похожие статьи

 Танк Т-90С
 Россия и Белоруссия будут вместе оборонять западные рубежи
 Пётр Бутовский о истребителе ПАК-ФА
 Турецкий вертолёт боевой поддержки Т-129А
 

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям